Информация об описании Образовательной программы с приложением и её копии.
МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории» Золотухинского района, Курской области осуществляет образовательный процесс в соответствии с образовательными программами.
Образовательные программы, реализуемые в МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории» Золотухинского района:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования на 2015-2020 учебный год (принята на педсовете Протокол №1 от 31.08.2015г., утверждена приказом № 6 от 31.08.2015г.
- Внесены изменения на 2016-2017 учебный год (изменения приняты на педсовете Протокол №1 от 30.08.2016г., утверждены приказом № 62/2-О от 28.08.2016г.
- Внесены изменения на 2017-2018 учебный год (изменения приняты на педсовете Протокол №1 от 29.08.2017г., утверждены приказом №7/2-О от 27.09.2017г.
- Внесены изменения на 2018-2019 учебный год (изменения приняты на педсовете Протокол №1 от 31.08.2018г., утверждены приказом №3/2-О от 07.09.2019г.
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – тяжелыми нарушениями речи на 2015-2020 учебный год (принята на педсовете Протокол №1 от 31.08.2015г., утверждена приказом № 6 от 31.08.2015г.
- Внесены изменения на 2016-2017 учебный год (изменения приняты на педсовете Протокол №1 от 30.08.2016г., утверждены приказом № 62/2 от 28.08.2016г.
- Внесены изменения на 2017-2018 учебный год (изменения приняты на педсовете Протокол №1 от 29.08.2017г.,, утверждены приказом №7/2-О от 27.09.2017г.
- Внесены изменения на 2018-2019 учебный год (изменения приняты на педсовете Протокол №1 от 31.08.2018г, утверждены приказом № 3/2-О от 07.09.2018г.
3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – задержкой психического развития на 2019-2024 учебный год (принята на педсовете Протокол №1 от 29.08.2019г, утверждена приказом №102/2а от 25.09.2019г.
Общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана педагогическим коллективом, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 и с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15I:
в I части с использованием Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
• во II части, формируемой участниками образовательных отношений:
1. Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лыкова;
2. «Мир без опасности» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова
3.Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши» О.В. Бережнова, В.В. Бойко.
4.Экологическое образование. Рыжова Н.А.
5.Ступеньки музыкального развития Е.А. Дубровская.
6. «Топ, хлоп, малыши» Т.Н. Садко, А.И. Буренина.
7. Физическая культура – дошкольном детстве Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова.
8. «Малыши-крепыши» И.А. Лыкова.
9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.
10. Программы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста «Шаг за шагом» Ю.И. Зобаровская.
11. Парциальная программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.
Программа является документом, реализующим принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Содержание программы реализуется на русском языке, и в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, значимые характеристики, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Каждый раздел Программы состоит из II частей: I обязательная часть, II часть формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы составляет 60 % от ее общего объема. Объем части формируемой участниками образовательных отношений, составляет 40 % от ее общего объема.
Образовательную деятельность в Программе регламентируют: Календарный учебный график, Учебный план, Режим занятий.
В учреждении непрерывная образовательная деятельность, отводимая на усвоение содержания образования по образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития), учебным дисциплинам с обучающимися организована в форме образовательных предложений для целой группы (занятие) – далее по тексту занятие.
Образовательные области |
образовательное предложение для целой группы (занятие) |
|
|
||
|
||
Социально-коммуникативное развитие |
Ручной труд |
|
Познавательное развитие |
Игра-занятие с дидактическим материалом |
|
Игра-занятие со строительным материалом |
|
|
Ознакомление с окружающим миром |
|
|
Природное окружение |
|
|
Конструирование |
|
|
ФЭМП |
|
|
Развитие речи |
Развитие речи |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Музыка |
|
Расширение ориентировки в окружающем |
|
|
Рисование |
|
|
Лепка |
|
|
Аппликация |
|
|
Физическое развитие |
Развитие движений |
|
Физическая культура в помещении |
|
|
Физическая культура на прогулке |
|
В соответствии с ФГОС ДО, специфики дошкольного детства и системных особенностей дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста, с учетом сенситивных периодов в развитии.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – тяжелыми нарушениями речи разработана с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 ". Утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г. №1014; федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ) и другими нормативными документами и локальными актами.
Программа носит коррекционно-развивающую направленность. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет, имеющих нарушения в развитии устной речи: общего недоразвития речи второго и третьего уровня речевого развития, Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации детей с ОВЗ, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольной организации.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – задержкой психического развития на учебный год разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе Федеральной адаптированной образовательной программы.
Данный вариант АОП ДО предназначен для образования обучающихся с задержкой психического развития, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить основное общее образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки.
Цели реализации АОП ДО обучающихся с ЗПР:
- обеспечение выполнения требований ФГОС ДОО обучающихся посредством создания особых условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта;
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.